Вспомним СССР…тогда все было гораздо проще: были различные модели, но ни о какой ростовке и речи не шло. Поэтому мы катались, как могли: кто под рамой, кто сидя на раме, а кто только на багажнике.
Сегодня производители велосипедов предлагают для одной и той же модели различные ростовки, которые позволяют подобрать велосипед под каждого велолюбителя, чтобы ему было максимально комфортно.
Ростовка рамы измеряется от оси каретки (педали) до верхнего среза подседельной трубы. Это хорошо видно на картинке:
Обычно ростовка указывается в дюймах (1 дюйм=2,54 см)
Важно понимать, что все люди имеют различное телосложение (полнота, длина рук и ног), поэтому эту таблицу можно взять за основу, но лучше выбирать велосипед вживую, ориентируясь на некоторые рекомендации.
Чтобы подобрать правильную ростовку, расположите раму велосипеда между ног, прикоснувшись спиной к седлу, и измерьте расстояние от верхней трубы рамы до вашего паха. Оно должно быть в диапазоне от 5 до 15 см, чтобы при экстренной ситуации вы всегда могли безопасно спрыгнуть с велосипеда:
Расстояние может изменяться в зависимости от индивидуальных пропорций тела и наклона верхней трубки рамы. Людям худощавого телосложения с длинными ногами можно брать более высокую ростовку, полным людям – более низкую.
После того, как вы измерили это расстояние и рама вам подходит, нужно подрегулировать высоту седла. В идеале, когда вы сидите на седле, ваша нога на педали в нижнем положении должна быть совсем немного согнута в колене.
ВП*0,66/2,54 для шоссейного велосипеда
ВП*0,57/2,54 для горного велосипеда
ВП – это высота промежности. Она представляет собой расстояние от паха до пят и вычисляется следующим образом: вам нужно встать к стене используя ровную планку отметить точку между ваших ног.
Например, ВП составляет 90 см. Умножаем 90 на 0,57 получаем 51,3 см – это ростовка нужной вам рамы в сантиметрах. Делим на 2,54, чтобы перевести в дюймы и получаем 20.19685, то есть нам нужно выбрать 20 ростовку.
Часто производители размещают на своих сайтах собственные таблица соответствия роста и размера рамы, поэтому не удивляйтесь, если на велосипедах разных марок, но одинаковых ростовок, вы будете ощущать себя по-разному.
Но в любом случае основная наша рекомендация – это подбирать каждый велосипед под себя вживую, когда у вас есть возможность посидеть на нем, попросить продавца отрегулировать высоту сидения и руля, немного прокатиться… Прислушивайтесь к своим ощущениям, скорее всего вы сможете сразу почувствовать, удобно вам или не удобно. Неправильно подобранная ростовка ведет к травмам, усталости и болям в спине и коленях, поэтому к выбору ростовки нужно отнестись с той же серьезностью, как и к выбору модели!