Основные направления велоспорта и особенности конструкции велосипедов.
Геометрия рамы, размер колес и виды амортизации играют ключевую роль в выборе велосипеда для конкретного стиля катания.
В велоспорте выделяют два основных типа рам велосипедов: хардтейлы и двухподвесы. Хардтейлы(жесткий хвост) - без задней амортизации, вилка может быть с амортизацией и без; двухподвесы имеют мягкую вилку и задний амортизатор, установленный на раме и приводимый в движение рычагами подвески.
Чем агрессивнее стиль и чем чаще райдер совершает скоростные спуски, тем больше ход подвески и заваленнее геометрия рамы.
Кросс-кантри, также известный как ХС, представляет собой дисциплину, характеризующуюся изнурительной и физически тяжелой ездой в гору. Трасса включает как технические секции, так и короткие спуски. Этот вид спорта стал Олимпийским в 1996 году.
Конструкция велосипедов для кросс-кантри отличается большими(обычно 29 дюймов) колесами, высоким передаточным числом и заваленной вперед геометрией рамы, что позволяет райдерам эффективно загружать переднее колесо на подъемах. В зависимости от условий трассы, используются как хардтейлы, так и двухподвесы с ходом подвески от 80 до 120 мм. Почти всегда применяются контактные педали.
Dirt и Slope Style: две страсти к экстремальному катанию
Dirt (сокращение от dirt jumping — прыжки по земляным трамплинам и кочкам) и Slopestyle (slope — склон, style — стиль, чаще называют Air) — два увлекательных стиля катания, которые имеют общую историю. Если не углубляться в детали, то они возникли из BMX-фристайла.
Основное различие между ними заключается в размерах фигур и трамплинов. В то время как дерт обычно ассоциируется с "локальными" соревнованиями, слоупстайл стал дисциплиной, по которой проводятся чемпионаты мира.
Дёрты можно найти практически в любом городе или поселке, где есть местное сообщество увлечённых людей, строщие трамплины в лесу и парках. Фигуры для слоупстайла обычно имеют огромный масштаб, что позволяет профессиональным спортсменам выполнять впечатляющие акробатические прыжки в воздухе, сопровождаемые другими трюками.
Велосипеды для этих стилей имеют свою особую конструкцию: низкая и короткая рама, небольшие колёса(24-26 дюймов), одна скорость и амортизационная вилка с ходом от 100 до 120 мм. В слоупстайле часто используются двухподвесные велосипеды, которые похожи по геометрии на дертовые, но имеют амортизатор и ход подвески 100-120 мм. Педали всегда имеют форму "топталки-платформы".
Street - езда по городу с выполнением трюков, основное отличие от Dirt - короткая рама, чаще из Cr-Mo.
Bunny-hop(прыжок с разгона без подкручивания педалей), Serf(езда на заднем колесе без вращения педалей), Wheelie (езда на заднем колесе с вращением педалей); Bar turn(во время движения руль поворачивается направо/налево на 90°) и других трюков.
В этом стиле используются любые подходящие элементы, которые можно встретить на улице: парапеты, лестницы и другие. Хардтейл с заниженной рамой, жеская вилка, колеса не больше 26 дюймов.
Urban Freeride - городской фрирайд.
Тот же самый фрирайд, только в городе. Преобладают большие дропы на двухпролётных и трёхпролётных лестницах, а так же дропы на плоскость. Велосипеды такие же, как во фрирайде, но иногда встречаются более длинноходные, крепкие и тяжёлые байки, рассчитанные на 2-3-метровые дропы на плоскость. Некоторые предпочитают 24-дюймовые колёса на сликах.
Trial
Трассой для триала может быть что угодно - городской ландшафт с лестницами, бордюрами, пьедествалами и парапетами, лесной массив с поваленными деревьями. Триал предполагает преодоление препятствий повышенной сложности — запрыгивание, спрыгивание с больших высот, прыжки на месте на заднем или переднем колесе.
Для триала используется специальный велосипед, предназначенный для преодоления препятствий, конструктивная особенность - нет седла, мощные тормоза, прочные колеса 20"(мод) и 26"(сток).
Как отдельный стиль прекратил существование в начале 10-х годов.
4Cross(байкеркросс, 4X)
Зрелищное скоростное прохождение сложной технической трассы с трамплинами, контруклонами на время(около 1 минуты). Четыре райдера и контактная борьба - gобеждает тот, кто первым преодолеет все препятствия. Важна не только техника катания, физическая подготовка, но и психология, мощный старт – это только половина победы. Обычно используют прокачанный длиноходный хардтейл с маленькой ростовкой или двухподвес с ходом задней подвески 100—140 мм.
Trail, All Mountain
Для удобства восприятия эти стили объединены в одну "категорию", поскольку велосипеды и стили катания между собой очень близки похожи.
Трейл — это катание по лесным тропам и прыжки на небольших трамплинах(обычно вылет 5-7 метров). Велосипеды для трейла удобны для езды как вверх, так и вниз по склону, благодаря особенностям их геометрии. Используются как хардтейлы, так и двухподвесы с ходом подвески 120-140 мм. Также применяются пневматические подседельные штыри(дропперы), которые можно быстро поднимать и опускать с помощью рычага на руле.
олл-маунтин - характерны те же признаки, что и для трейл-байков, но они предназначены не только для езды по лесу, но и для долгих поездок по горным тропам, включающим длительные подъемы и спуски. Стандарт хода подвески для этих велосипедов составляет 160 мм. Иногда их относят к серии эндуро.
Enduro, Downhill, Freeride
Эндуро — это дисциплина, которая заключается в преодолении нерегламентированных трасс(спецучастков), соединенных "линками", небольшими участками маршрута между спецучастков, который включает в себя подъемы и спуски. Если райдер не успевает вовремя доехать до следующего спецучастка, он получает штраф, который складывается с его общим временем прохождения всех спецучастков.
Даунхилл — это зрелищная дисциплина маунтинбайка, главная особенность которой заключается в том, что райдер едет исключительно вниз на время. На трассе, помимо прямых участков, всегда присутствуют техничные, отвесные зоны, прыжки, а иногда, в дополнение ко всему, и сложные погодные условия. От райдера требуется быть физически развитым, выносливым, хорошо чувствовать велосипед и читать трассу.
Особенности велосипедов для даунхилла - длинная база(для стабильности), 29"или 27,5" колеса(в зависимости от трассы), заваленная геометрию(для удобства переноса веса назад) и большие хода подвески — 200 мм. Также устанавливаются мощные тормоза с большими тормозными дисками на колесах.
Фрирайд — самый эффектный и захватывающий стиль катания в мире велоспорта. Он характеризуется огромными пролетами, высокими дропами(прыжками с плоскости на приземление), трюками и отвесными склонами. Виды фрирайда — классический фрирайд, дроппинг, норт-шор.
Термин "фрирайд" пришел из сноуборда и горных лыж, и в маунтинбайке им можно назвать что угодно — от катания в байк-парке по прыжковым трассам до Red Bull Rampage, самого масштабного фрирайд-мероприятия, ежегодно проходящего в районе Скалистых гор, штат Юта, США.
Классический фрирайд — техничное прохождение сложных трасс как естественного, так и искусственного происхождения. Узкие тропки, крутые спуски, прыжки.
Норт-шор — это езда по узким помостам, бревнам, качелям и другим аналогичным конструкциям.
Дроппинг — прыжки с обрывов, с кромки карьеров.
Фрирайдом занимаются в основном не ради результата, а ради собственного удовольствия и эффекности прохождения трассы. Если говорить о нем как спортивной дисциплине, здесь оценивается сложность выбранного маршрута и трюков, а время может даже не учитываться.
Раньше для фрирайда использовались "монстр-байки" — тяжеленные двухподвесы с ходом 300 мм, иногда даже с мотоциклетной вилкой и колесами 24 дюйма. Сейчас это ушло в историю, и фрирайд как самостоятельная дисциплина практически "вымер", трансформировавшись в Enduro или Urban Freeride.
Down-country
Даун-кантри — трейловый велосипед тяготеющий больше к кросс-кантри, чем к даунхиллу. Отлично подходят для активного любительского катания, но не для профессиональных соревнований.
Особенность: кросс-кантрийная двухподвесная рама с ходом 110-120 мм. и гибкими перьями.
Fatbike
Если вы не хотите ограничивать себя только теплым сезоном, есть вариант «фэт-байка», велосипеда с увеличенной толщиной колес 4", обычно диаметр колес 20", 24" и 26". Есть уникальные на рынке Monster-Fat, например, Stark Fat 27.3 - колеса размерностью 27,5"x4,5"(!).
Особенность велосипедов - повышенная проходимость по рыхлому покрытию(снег, песок), за счет снижения давления в камере
Городские велосипеды и гибриды.
Циклокросс(cyclocross)
Велокросс, возник как гонка по пересеченной местности на шоссейных велосипедах. Маршруты проходят по бездорожью(грязь, песок, трава, гравий, ступеньки, бревна и другие барьеры), где большую часть маршрута можно проехать, но есть места, где необходимо бежать и нести велосипед на себе.
Особенности - малый вес, колеса 28", покрышки шириной до 1,8".
Шоссейный велоспорт(road)
Гонки проходят по дорогам с твердым и качественным покрытием. Крупнейшие гонки каждый год собирают миллионы зрителей и сильнейших спортсменов со всего мира - Тур де Франс.
Особенность велосипедов - сверхмалый вес и аэродинамичность конструкции.
Трековый велоспорт("разделка").
Гонка по закольцованному велодрому или велотреку, скорость до 70 км/ч. Существует два основных вида трековых гонок - темповые(большой километраж - от 12 до 120 кругов) и спринтерские(от 8 до 10 кругов).
Каждая из этих категорий имеет несколько подвидов.
Трековый велоспорт - похож на шоссейный, но имеет одну фиксированную передачу(fixed gear или фикс), короткая рама, вместо камер используются трубные покрышки(«трубки»). Тормоза отсутствуют, поэтому остановиться можно только постепенно замедляя ход или блокируя заднее колесо(скид). В колёсах вместо спиц могут использоваться цельные карбоновые диски. Практика показала, что несмотря на более высокий вес, такие колёса имеют лучшую аэродинамику, давая прирост скорости на высоких скоростях(50 км/ч и выше).
BMX
Race - с этой дисциплины в 1969 году зародился новый вид спорта — BMX, в Калифорнии. Название произошло от словосочетания Bicycle Motocross, что означает «велосипедный мотокросс», дисциплина создавалась с целью подготовить детей к мотокроссу, но со временем, в этот спорт втянулись и более взрослые участники.
Со временем в этом виде спорта сформировались основные стили катания:
Flatland — трюки на ровной поверхности, требующие идеального баланса, как в цирковом искусстве.
Vert — катание в рампе, похожей на трубу. Райдеры выполняют вращения, сальто и другие фигуры в воздухе.
Dirt — дисциплина с земляными трамплинами, где ценится высота прыжка и сложность трюков.
Street — катание в городских условиях, где спотом может стать любой объект городской инфраструктуры.
Park — объединяет элементы предыдущих стилей.
Все стили предоставляют райдерам большую свободу для творчества, позволяя им самостоятельно выбирать фигуры и трюки.
Оба основных направления BMX(Race, Freestyle) включены в программу Олимпийских игр.